Gibson Firebird
Автор : Игорь Мальцев
Маленькая шлюшка Твигги Рамирес оказался большим музыкантом. На сцене
берлинского Вулхайде он менял уже четвертый Gibson Thunderbird, который
ему подавал рабочий сцены с потрясающей ловкостью Он же этот рабочий
сцены умудрялся время т времени за сценой причесывать запутавшие
косички басиста группы Marilyn Manson. Более того – было видно что
Твигги в общем дирижирует оркестром пока сам Мэнсон выпендривается на
краю.
После такой мощи напора, который Твигги извлекал из своих
Thunderbird’ов было понятно, что надо купить и послушать Thunderbird в
принципе и ознакомиться с целой концепцией этих странных "гибсоновских"
гитар сделанных по мотивам автодизайна.
Так как до покупки баса я еще не дошел, то в Хельсинки в
магазине "винтажных" гитар Kitarapaja у смешного человека по имени Илка
я присмотрел обычный шестиструнный Firebird V в огромном прямоугольном
кейсе. С тех пор с этой гитарой у меня довольно странные отношения. Как
впрочем, у любого кто завел себе дома эту странную птичку. Ее роднит с
бас гитарой принцип построения грифа и общие контуры корпуса. И то, что
их в свое время назвали модернистскими моделями от "Гибсона". На самом
деле, конечно, это были модели от Теда Маккарти (тогдашний президент
Gibson) и его команды, которая к концу пятидесятых уже имела за плечами
бешеный успех модели Les Paul. Конечно? только люди глубоко увлеченные
знают кто такой Макаарти, и его роль в истории "гибсоновских" гитар. Но
для меня, например, важно одно – человек, который умудрился просмотреть
рождение настоящей электрогитары, (когда Лео Фендер выпустил свой
Esquire/Broadcaster/No Caster/Telecaster) Тед Маккарти продолжал
почивать на лаврах выпуска отличных джазовых гитар с выпуклой декой и
прочих ES еще года два-три, тем не менее наверстал упущенное.
Конечно, такая ошибка могла стать фатальной на развивающемся
рынке электрогитар, но Тед Маккарти вовремя понял, что ветер дует в
сторону рокеров и джазовые гитаристы это уже "уходящая натура" и скоро
их будет все меньше и меньше. Он, конечно же, не знал что еще несколько
десятков лет и вместо гитаристов будут стоять на сцене люди
проигрывающие пластинник записанные другими людьми и называющие это
творчеством. Он был талантлив, но не был безумен. Он только что сделал
гитару Trini Lopez (она же сделана на базе ES 335) в рамках тогдашнего
предвестника Сustom Shop, где использовал головку пера очень близкую по
дизайну к "фендеровской" Stratocaster. Чем естественно вызвал
неудовольствие конкурирующей компании.
Что мог Тед Маккарти предложить рокерам?
Something New. Кстати с этим чем-то новеньким у него уже были проблемы.
Ведь в 1958м году он сделал две совершенно потрясающие гитары, которые
были настолько впереди своего времени, что с треском провалились на
рынке. Я имею виду Flying V и Explorer. Он их сделал в ответ на
разговоры о том, что Gibson уже совсем загнил и не разрабатывает ничего
нового. Вел эти разговоры Лео Фендер.
В 1993 Тед вспоминал, что в те годы в гитарной индустрии все
дружили "И я и Фред Гретч и Фред Мартин и парни из Harmony - все были
друзьями, и только Лео Фендер никому не был другом и держался
обособленно. Более того – он везде ходил и говорил, что у Гибсона уже
сто лет нет ни одной свеженькой идеи. И конечно моя первая мысль была
дать ему отпор в виде совершенно новых гитар" Gibson предложил к
производству три новых модели, которые были очень оценены
исполнительным директором Fender – Форрестом Уайтом: "Он же просто
издевается над тем что Лео уже сделал" Gibson сделала в серии две из
предложенных моделей – Flying V и Explorer. И когда их предложили
дилерам, то они больше воспринимали эти гитары как украшение витрин,
нежели серьезные музыкальные инструменты. Они так их и заказывали – как
декорации. Но зато при первой же волне моды на винтажный гитары именно
эти странные гитары от Gibson стали самыми желанными в коллекциях. И
они начали стоить тысячи долларов, а потом и десятки тысяч.
Но неприятности начались для Flying V с самого начала – в 58м
году их отгрузили 80 штук, а 40 экземпляров отправили на склад. В 59м
году отправили дилерам еще 17 штук остальные 98 штук также на склад.
Там они пролежали до 62-63 годов. Сейчас они считаются самыми первыми
Flying V хотя в нумерации этих приборов существует дикая путаница.
Продажи не задались и для второй гитары. Они были впервые представлены
в прайс листе 1 июля 1958 года под общим названием Modernistic Guitars.
Каждая стоила 247.5 долларов.
Так что воспоминания по поводу новых гитар у Маккарти были самые
неприятные. Но в 1963 он переступил через себя. На волне увлечения
новым американским автомобильным дизайном, центр которого находился в
Детройте (все таки Detroit – Rock City) он задумал какой то ответ
модной теме. Недолго думая, он нанял человека по имени Рей Дитрих
сделать новый дизайн для гитары. Дитрих вообще то не был гитарным
дизайнером – с 1932 по 1938 годы он был директором отдела стиля
Chrysler Corporation. После войны он был человеком, который сделал
концепты для таких компаний как Packard и Ford. В 1960м он ушел из
бизнеса и поселился в Мексике. Там его и выцепил Тед Маккарти.
Рэй Дитрих сделал несколько эскизов гитары, которая могла по
его замыслу отражать "автомотивы". Из всех рисунков был выбран только
один. Эта гитара выглядела немного в русле полу-покойного Explorer’а –
рог гитары был на стороне тонких струн. Этакий перевертыш некоторых
моделей фендера. Головка грифа также выглядела, как фендеровская но уже
в отличие от модели Trini Lopez она была перевернута чтобы избежать
инсинуаций со стороны недружелюбного Лео Фендера. Колки пришлось
сделать хитро – как бы сквозные, вертикальные.
Скажу сразу – эта чудовищная конструкция колков сделала их на
сегодня чуть ли не самой дорогой запасной частью для гитары типа
Firebird. Попробуйте купите и посмотрим во что это вам обойдется. Гриф
был сквозным и проходил как единая конструкция через все тело гитары.
Как тут не вспомнить знаменитое "бревно" Лес Пола, которое он
обкладывал имитацией гитарного корпуса. Это бревно и было допотопным
сквозным грифом. Датчики были просто уникальные – мини-хамбакеры,
выглядящие как просто небольшие прямоугольники без отверстий под винты.
Новую гитару обозвали Firebird, и набор из четырех моделей данной
модели был запущен в производство в 1963м году. Тогда же был запущен
бас Thunderbird IV. Его возвращение состоялось в 1987 потому что он
оказался самым уважаемым "гибсоновским" басом.
Машина 1958 GM Firebird III, как явствует из названия, была
сделана в 58 м году и вообще то являлась концептом и в серию она не
пошла.
Для гитары были придуманы новые краски больше похожие на
автомобильные. И гитара, которая сегодня принадлежит Linxy (Москва)
одна из таких – выкрашенных в автомобильную краску.
Когда "птицы" полетели Gibson решил кое что подправить:
сквозной гриф поменяли на вклеенный, а на более дешевых моделях
поставили "синглы-обмылки". Поставили колки на басовую сторону и
перевернули головку грифа. Она опять стала похожа на "фендеровскую" и
поменяли направление еще раз. ОК.
Четрые модели производили между 1963м и 65м – Firebird I имела
один датчик (бридж) и дурацкие доты на грифе. Как бы то ни было у нее
был все таки сквозной гриф на 22 лада. Корпус без обводки. Трехслойная
пластиковая защита от царапин в виде накладки.
Золотая надпись Gibson , мензура 24 3/4, гнездо для штекера
вынесено на лицевую поверхность гитары. В качестве опции могла
появиться Vibrola - довольно таки сложная конструкция вибрато.
Первые экземпляры имели гриф склеенный из двух частей. В конце
1963 года фабрика стала делать грифы из 9 частей. Тогда же появилась
красная эмблема Firebird (реально – жар птица) на пластиковой накладке.
С октября 1963 года новые гитары имели серийные номера где то в районе
130 000. Кроме обычного – мебельного цвета гитары могли быть выкрашены
в 10 дополнительных цветов – Kerry Green, Inverness Green (металлик),
Frost Blue, Pelham Blue (металлик), Silver Mist (металлик),, Golden
Mist (металлик), Heather (металлик), Cardinal Red , Ember Red и Polaris
White.
Несколько инструментов было сделано черными. Firebird Ш была
бюджетной моделью, хотя на некоторые из них прямо на фабрике ставили
Vibrola.
Firebird III (1963-1965) имела уже более богатый гриф все с
теми же точками, стоял трехпозиционный переключатель для двух датчиков,
Из за этой Vibrola на инструментах стоял специфический бридж, который,
оказалось, невозможно поменять на настоящий нормальный бридж типа
Tune-O-Matic. FBV (63-65) была эквивалентом SG (бывший Les Paul)
Standard по модельной иерархии. Гриф из rosewood с трапециевидными
инкрустациями вместо дурацких точек (ну не люблю я их со времен 12
рублевых гитар из Ленинграда), два датчкиа.
Для каждого из датчиков свя регулировка тона и громкости. Бридж
Tune-O-Matic наконец-то. Vibrola с металлической крышкой на которой
была выгравирована лира. И надпись Gibson. У нашего Сергея Воронова
мастеровой британский Firebird но на его крышке также выгравировано
Gibson как полагается.
FB VII (63-65) Это был эквивалент современному SG /LP Custom.
Перламутровые прямоугольные маркеры грифа, три датчика, металлические
части золотого цвета.
В 1965 м году Gibson решил прекратить выпуск этих гитар и
предложил новый тип Firebird – так называемый "неперевернутый". При
этом они начали делать переходные модели – с перевернутой головкой
грифа и с неперевернутой. Последний вариант часто сочетался с черными
P-90 вместо мини–хамбакеров.
Итак – FB I выпустили 1000 штук; FB III – 2000 штук; FB V – 700; FB VII - 250
При этом 1964 год был лучшим по продажам доля всех моделей. А
потом, наверное, приехали The Beatles и все дети в Америке захотели
Rickenbacker и Gretsch.
Тем не менее – приличные блюзовые гитаристы очень даже не
чураются FB, и первый кто приходит на ум – Джонни Винтер, который
практически слепил образ блюза и Firebird воедино.
На самом деле звучание Firebird (я могу судить в основном по
своему FB V с номером 90391720) задумано с намеком на "фендеровское,
стратовское". В нем нет инфернальной глубины звука Les Paul – я играю
на нем через Fender Ultimate Chorus, Marshall DSL – 401 и National
Valco Chicago 51 – так что слушал и так и сяк. Зато короткая мензура
делает даже с самыми толстыми струнами чудеса – они тянутся во все
стороны и поют бесконечно. Отличный инструмент, основным недостатокм
которого является очень странная балансировка. Не случайно в гитаре
предусмотрено три болта держателя ремня. Но как ни крепи ремень, гриф
все равно будет перевешивать. Хотя в этом есть даже что-то забавное.
Не случайно инструмент этот используют такие разные музыканты как
Джонни Винтер и Дейв Грол из Foo Fighters (у него Firebird Studio
черный), Сергей Воронов и Бобби Стил из The Misfits (у него 1962 Gibson
Reverse Firebird V). Сегодня в Нэшвилле выпускаются FB Studio, FB V и
FB VII.
PS Летом 2005 я опять пошел слушать музыку в берлинский парк
Вулхайде. Группа The Cure давала гастроль. Все три часа тридцать минут
басист группы Геллап играл все бессмертные хиты Роберат Смита на Gibson
Thinderbird Bass. И наступило Deja vu. Идеи Теда Маккарти и Рея Дитриха
живут.
Источник: http://www.guitarsmagazine.ru/read_003.php?gibson-firebird |