|
Эндорзмент на оборудование – это
практически неотъемлемая привилегия всех музыкантов "главного калибра"
в мире. Сегодня даже "подписные" модели становятся весьма
распространенным товаром на витрине. И именно поэтому история появления
на свет усилителя Joe Satriani Peavey JSX™ настолько нетипична. |
|
PEAVEY JSX JOE SATRIANI |
|
задача воплощения / наше "расследование" |
|
Потребовалось два
десятилетия, множество альбомов и туров, чтобы гитарный гуру Joe
Satriani задумался о необходимости "личной" модели гитарного усилителя.
Но зато, когда решение созрело, законодатель гитарного саунда, гитарный
герой и наставник таких звезд как Kirk
Hammett и Steve Vai точно знал, куда обратиться.
Как
выясняется, он всегда подумывал насчет Peavey. Перечитывая старые планы
записи своих альбомов, Joe понял, насколько активно он использовал
такие усилители Peavey, как Classic®, 6505® и многие другие все эти
годы, начиная с Surfing With the Alien до Engines Of Creation и
последней работы Is There Love in Space.
Решая
задачу воплощения любимых звуков Joe в одном усилителе, Peavey прошли
непростой путь, приведший к созданию именной модели JSX. Joe Satriani
делится подробностями "гонки за идеальным усилителем", в которой ему
пришлось участвовать, чтобы получить свой трехканальный, заслуживший
награды усилитель Peavey JSX. |
Когда Joe Satriani обратился к менеджеру по усилителям Peavey
Instrument, Bill Xavier, со своими идеями насчет нового усилителя, тот
незамедлительно привел его к James Brown. Нет, не к крестному отцц
соул, а главному инженеру по усилителям Peavey, который разработал JSX
в то время, пока Satriani был в туре G3 вместе со Steve Vai и Yngwie
Malmsteen. Satriani тестировал прототипы прямо "в бою" и сообщал о
своих наблюдениях Brown, который продолжал дорабатывать звучание
усителя путем подстроек и модификаций схемы.
JSX имеет прочную конструкцию и внешний вид "гастрольного
бойца". Расположенные на массивной передней панели переключатели имеют
увеличенные тумблеры, а хромированные ручки из литой меди усиливают
общую солидность. Благодаря имиджу "крутого парня" JSX стильно
смотрится на любой площадке, а его прочная отделка способна пережить
все передряги гастрольной жизни.
Satriani неравнодушен к хрому, поэтому Peavey отлили цинковую
хромированную рамку из двух частей, обрамляющую овальный логотип JSX.
Между обеими составляющими образуется S-образное отверстие для
дополнительной вентиляции, спрятанных за перфорированной решеткой ламп.
На находящихся внутри трех печатных платах собрано большинство
компонентов. Каждый потенциометр надежно крепится к корпусу, а гнезда
ламп мощности также привинчены к корпусу. Монтажные платы соединяются
при помощи четырех коротких шлейфов и нескольких аккуратно стянутых
экранированных кабелей и проводов. Техники оценят просторную, удобную
для обслуживания компоновку. Для более агрессивного звука на JSX
устанавливаются лампы EL34, но он без проблем допускает установку 6L6.
Небольшой ползунковый переключатель рядом с лампами мощности, меняет
ток смещения в соответствии с типом ламп.
Даже будучи прокачанным мощными хамбакерами, канал Clean
остается абсолютно чистым. Педали дисторшн звучат динамично, читаемо и
сфокусировано, а чистый звук сочится сочной серединой и обертонами.
Располагая буквально неограниченным динамическим диапазоном, канал
Clean способен выдержать самое жестокое истязание струн, но при этом
звучит живо и красочно в традиционном пальцевом звукоизвлечении и
виртуозном тач-стайле.
Канал Crunch – это логическое продолжения канала Clean, с
большим гейном, но артикулированным звучанием и хорошей динамикой на.
При исполнении быстрых пассажей каждая нота прорезает с четким
разделением в общем потоке. Переключатель Fat особенно эффективен в
случае гитары с синглами, поскольку усиливает напор по низам и рык, не
внося лишнего гула или каши. Кроме того, вообще удивительно насколько
хорошо JSX удается работать как с деликатными синглами так и с мощными
хамбакерами. Любая гитара, подключенная к усилителю звучит плотно,
сфокусированно и детально.
Канал Ultra отвечает за область хай-гейна, отличаясь в первую
очередь способностью обеспечивать большое количество раскаленного
сустейна, сохраняя при этом читаемость, перкуссивность и динамику
атаки. Это мощное реактивное сопло, выстреливающее каждой нотой в
публику, и в этом заключается разница между усилителями которые звучат
как закомпрессированная каша, и усилителями, которые могут эффективно
доносить музыку до зрителей. Чтобы вас действительно услышали, каждая
нота должна, каждый нюанс вашего звука, должны покинуть сцену и дойти
до ушей слушателей. И в этом заключается сущность JSX, предназначенного
для общения со зрителями, а не для того, чтобы гитарист отрывался
наедине с собой, накрытый волной неразборчивого рева.
Стильный дизайн, широкий спектр артикулированного звучания и
доступная цена – сочетание, которое делает Peavey JSX труднодостижимым
для конкурентов. При том, что сегодня не наблюдается недостатка в
трехканальных хай-гейновых усилителях, JSX выделяется на общем фоне
благодаря своей непоколебимой читаемости и характеру. Сотрудничество
Satriani и Brown безусловно принесло невероятно успешный плод.
Главный инженер по
усилителям Peavey Instrument, James Brown, имеет послужной список, в
который входит создание предусилителя Rockmaster и усилителей Classic
50, Triumph, VTM, Ultra, 5150 (совместно с Eddie Van Halen, ныне модель
называется 6505) и Triple XXX. В процессе разработки JSX Brown тесно
сотрудничал с Joe Satriani. Он рассказывает, как родился усилитель |
JAMES BROWN О PEAVEY JSX
"Работать с Joe было очень просто, потому что он весьма отчетливо
представлял, что он хочет", - говорит Brown, - "Ему нравились каналы
Clean и Crunch усилителей Triple XXX, поэтому мы решили взять эту
модель в качестве основы для разработки JSX.
Мы достаточно много времени потратили на доработку канала Clean. Я
сместил центральную частоту регулировки среднего диапазона,
модифицировал яркость канала, а для регулировки высоких частот
использовал логарифмический потенциометр - который меняет тембр более
равномерно, чем линейные – чтобы она работала в духе классических
усилителей. Поскольку в JSX три канала, я мог полностью оптимизировать
канал Clean для чистого, открытого звука. В JSX на канал Clean можно
подавать очень сильный сигнал, а он не будет перегужаться, и это очень
полезно при работе с педалями.
Joe считает, что канал Crunch в Triple XXX имеет очень хороший
хай-гейн, поэтому он стал основой для канала Ultra в JSX. Чтобы
улучшить читаемость, я уменьшил количество низа в предусилителе. Его
можно восстановить, переключателем Fat, но это реализовано несколько
другим путем, чтобы была более тугая атака, и я так же уменьшил
чувствительность, потому что на вкус Joe канал звучал излишне
скомпрессированно. Мы экспериментировали с различным количеством гейна
и средними частотами, чтобы получить мощный, но артикулированный и
тугой хай-гейн.
Что касается звука, канала Crunch, то Joe всегда очень нравился
средний гейн канала перегруза на Classic 50, поэтому я модифицировал
этот канал так, чтобы он был похож Classic 50. Это подразумевало
существенное уменьшение гейна, и мне пришлось подрегулировать активный
эквалайзер канала Crunch так, чтобы он больше совпадал с ограниченным
диапазоном пассивного эквалайзера Classic 50.
Что клево в JSX, так это то, что если выставить все ручки на всех
каналах на 5 – то есть точно вверх по середине – и выкрутить до упора
низы на обоих каналах перегруза, то вы получаете звук, очень похожий на
звук Joe." |
Начнем с начала. Что привело Вас к партнерству с Peavey?
Я долгое время избегал проектов моего именного усилителя, но не мог не
заметить, что более двух десятилетий использовал усилители Peavey чаще,
чем любые остальные. Они были частью арсенала, который включал в себя
также аппарат 60-х и 70-х годов. Я пытался объединить все комбинации
звука, которые использовал на записях, в своем гастрольном комплекте,
но оказался в ситуации, в которой мой концертный аппарат полностью
отличался от студийного. В условиях студии я легко использовал 15
различных усилителей и кабинетов. Разумеется, невозможно сделать то же
самое в туре.
Я стал задумываться над своим оборудованием, и почему я не могу
приблизиться к звукам, которые я получал в студии. Я начал вести
переговоры с несколькими компаниями, которые обращались ко мне в
прошлом, и как ни странно, именно с Peavey я не разговаривал. А как
выяснилось, люди с Peavey пытались выйти на меня, а я об этом даже не
подозревал. Я получал сообщения на автоответчике с просьбами
перезвонить на Peavey, и думал: "Я же ничего не заказывал, зачем они
звонят", - или - "Я итак уже все купил", - потому что все свое
оборудование Peavey я купил, как и все, в магазинах.
Потом я стал понимать, что некоторые компании хотят, чтобы я
поставил свое имя на усилитель, который они уже сделали, или они не
хотят прислушиваться к тому, что я хочу, и воплотить это оперативно. Я
знал, что если найду компанию, в которой работают люди, думающие, так
же как и я, то тогда, возможно мы найдем общий язык, в отношении того,
каким должен быть усилитель.
Мои требования не были какими-то необычными. Я искал то, что хочет
большинство музыкантов - отличный звук, широкий спектр гейна,
возможность иметь несколько каналов с максимально возможным количеством
настроек.
Поэтому я разыскал номер Peavey и позвонил! (смеется) Мне,
наверное, следовало попросить об этом своего менеджера, но это был один
из дней, когда я сидел, играл и вдруг подумал: "Слушай, ты должен
позвонить в компанию, и если тебе ответят, то это будет критерий их
отношения к тебе. Если они услышат меня и ответят, это сразу все
скажет".
Достаточно занятно, что до появления JSX Вы не были приверженцем определенного усилителя.
По большому счету, вся моя карьера достаточно странная. Я играл
группе, стараясь, как и все, добиться успеха с песнями. А в итоге
совершенно случайным образом стал инструменталистом. И когда я приходил
на запись, то понимал что для того, чтобы эти инструментальные работы
не надоедали, надо разнообразить звук при помощи усилителей и
расстановки микрофонов. И всякий раз, как я заканчивал запись, я
смотрел на список всего, что мы использовали, и думал: "Вытащить все
это на сцену невозможно". И даже, если я так поступал, то все равно
звук был не таким же, потому что очень многое зависит от расстановки
микрофонов. Я считал, что если я подпишусь под рекламу усилителей, меня
это только ограничит, потому что я не видел достаточно универсальных
для меня усилителей.
Моя роль, как гитариста в проекте Joe Satriani – играть на
гитаре, и я стараюсь аранжировать материал как рок-альбом, со
множеством разных гитарных звуков от песни к песне. Мне не хочется
иметь один-единственный "фирменный" звук в каждой вещи. Я почерпнул это
у Hendrix. Он не зацикливался на одном звуке, говоря: "Вот это и есть
звук Hendrix". На каждой песне он предлагал что-то новое, и даже подход
к сведению был разный на каждой песне, поэтому у него было много разных
вариантов гитарного звучания. В целом это стиль узнаваем, как саунд
Hendrix, но на самом деле, на тех нескольких альбомах, что он выпустил,
записаны сотни различных гитарных звуков.
Peavey выпустили множество разнообразных усилителей: транзисторных,
TransTube®, ламповых и от полностью модерновых до усилителей с vintage
звучанием.
И, пролистывая свой блокнот со списком всех усилителей, которые
я использовал на всех своих блокнотах, я обнаружил, что 6505 и Classic
50 попадаются чаще всего. И что любопытно, в самых разнообразных
ситуациях. Каждый усилитель использовался не только, скажем, для соло,
но для мелодий, ритмов, гармоники, слайд-гитары, открытого строя,
семиструнок – поэтому меня осенило: "Это же очевидно, почему я раньше
этого не замечал?".
В общем, в результате всех этих размышлений, я вступил в очень
продуктивный диалог с Peavey, и вскоре у меня оказались усилители,
необычайно близкие к тому, что я искал, выбрав в качестве отправной
точки 6505, Classic 50 и Triple XXX ®.
Модель Triple XXX была разработана по
просьбе George Lynch на основе усилителя Peavey Ultra. Гитарист
попросил Peavey изготовить для него "тюнингованные" Ultra в
соответствии со своими рекомендациями. Проект задумывался исключительно
как одноразовый custom shop, но результат получился на столько удачным,
что Peavey решили дать жизнь новой серии усилителей. |
Вы ранее упомянули, насколько важным для всего усилителя является
диапазон гейна. Вы бы охарактеризовали JSX, как сплав нескольких
усилителей или это по отдельности усилитель в духе Classic 50 на одном
канале, и, скажем, Triple XXX на другом, и так далее?
Приступая к разработке усилителя, надо с чего-то начинать. Поэтому, с
позиций музыканта, я сказал Peavey, что мне нужен трехканальный
усилитель, и для начала требуется чистый канал, который остается чистым
и не перегружается. Он, конечно, должен был быть живым, потому что
некоторые усилители звучать слишком холодновато. Мы постарались сделать
красиво звучащий чистый канал, с гибкой настройкой, но устойчивый к
перегрузке, чтобы можно было использовать и педали. Чтобы педали
звучали натурально, нужен в первую очередь полностью чистый канал. Это
дает наилучшую артикуляцию, минимум шума и приятный певучий звук. С
этого мы начали, и Peavey определенно попали в точку.
Следующим нашим шагом был канал кранча, который мы назвали
"янтарным" каналом. Я действительно хотел, чтобы здесь был звук Classic
50 и в итоге вырулил совсем немного гейна, чтобы было больше атаки. Я
хотел добиться правильного количества гейна с хорошей динамикой и
артикуляцией, но без потери компрессии.
Это хороший канал для соло и мелодических партий, а также
действительно пробивной кранч для ритма, с широким спектром настроек и
структуры гейна.
Я часто использовал этот средний канал на концертах именно по
этой причине. Играя с такими музыкантами, как Steve Vai и Yngwie
Malmsteen в туре G3, я использовал этот канал для ритма и соло. Я
получил этот красивый круглый звук на нековом датчике, а бриджевый
датчик всегда прорезал. Песня "Starry Night" на Live in Denver была
сыграна целиком на этом канале, и он звучит как старый усилитель
Classic.
Усилитель 6505 достаточно универсален,
чтобы порадовать не только любителей американского хард-рока в духе Van
Halen, но и приверженцев европейского экстремального металла. Сегодня
это один из самых популярных хай-гейновых усилителей во всем мире. |
Что Вы хотели получить от канала Ultra?
Мы постарались занять пространство между оригинальным Classic 50, у
которого немало гейна, Triple XXX, в котором мировые запасы гейна, и
6505, у которого гейна сколько угодно, но не так, как это сделано в
Triple XXX. Я взял его за отправную точку для этого канала, но при этом
хотел чтобы была жесткость. Когда ты играешь на толстых струнах и у
тебя много гейна, нередко получается что звук немного ватный. Поэтому я
хотел, чтобы на этом канале сочетался басовый "кач" и отчетливое
"дж-дж", даже если он настроен для соло.
Здесь мне потребовалось понять, откуда берется гейн, откуда
берется атака, и как их сбалансировать, чтобы получить, то, что
хочется. Мы много над этим работали. На DVD записаны концерты в конце
тура, на которых я играю на ряде прототипов JSX, и последний прототип
фантастически отличается от остальных. Я помню, как играл на нем на
коцнертах в Beacon Theater, в Нью-Йорке, с Yngwie и Vai. К нам
присоединились Neal Schon и John Petrucci, так что на сцене было
множество гитарных звуков. Он действительно здорово звучал, в реальной
рабочей обстановке вместе со всеми другими гитаристами, у которых были
отличные усилители. Было интересно слышать, как изменился характер моих
соло. Меня просто распирало от того, что неслось из этих кабинетов
Peavey!
И как хорошо JSX "прорезал " в джеме с подобными музыкантами?
У усилителя свой голос и характер, который всегда прорезает, с
богатыми обертонами и читаемостью. Настраивая каскады гейна, мы
стремились, чтобы натуральные обертона оставались нетронутыми. Мы
сделали эквализацию широкой и открытой с обеих границ спектра.
Кстати, расскажите про тембр-блок и другие особенности схемы.
Мы вынесли все на переднюю панель: все настройки тембра, ручки
resonance и presence, переключатели Fat, дающие дополнительные низы.
Для меня было очень важно, чтобы никакие настройки не уехали на заднюю
панель, потому что меня просто бесит, когда для того, чтобы что-то
подкрутить, приходится ходить вокруг усилителя или вслепую шарить
сзади. Я всегда думал: "Почему бы не вынести все на переднюю панель?".
Так мы и поступили. Peavey также сделали для меня то, о чем я всегда
мечтал: регулируемый гейт. С регулировкой на передней панели! Это
фантастическое новшество в полностью универсальном, хай-гейновом 120Вт
усилителе. Предположим, что мы играем риффы на хай-гейне, и у нас
множество пауз. Не хотелось бы, чтобы все эти лампы орали, в тихие
моменты. Можно настроить гейт так, что он захлопывается очень жестко.
Можно очень резко рубить аккордами, сделать паузу, и ничего не
услышать. Никакого фона. Это не шаговая настройка, это полностью
плавный ход ручки. Можно полностью открыть, оставив весь присущий
хай-гейновому усилителю шум нетронутым, или настроить его так, как нам
нравится. Я думаю, это великолепное новшество, и, главное, нет
необходимости шарить по задней панели и гадать, что ты там нащупал!
На мой взгляд, JSX заполняет пространство между классическим и
модерновым усилителем. Модерновые усилители в целом предлагают больше
дисторшн, чем имеет смысл, и больше низов, чем разумно. На этом
усилителе можно вырулить классический звук, и при помощи переключателя
Fat добавить низа, получив более современный вариант своего любимого
классического усилителя. Это потрясающе!
На сцене Вы часто пользуетесь этими переключателями, или они остаются в одном положении все время?
На концерте они всегда включены, для максимального напора! В
студии, я постоянно с ними экспериментирую от партии к партии. Они
реально помогают изменять объем гитарного звука, так чтобы он наиболее
оптимально сочетался с другими партиями или аранжировкой в целом.
Какие кабинеты Вы используете?
В данный момент я использую два кабинета Peavey, один с 30Вт
динамиками Triple XXX, а другой- с 75Вт. Я так делал в турах, потому
что 30Вт дают очень классическое звучание, но не очень агрессивное, а
другой вариант очень агрессивный. Звукоинженер с пульта подбирал баланс
звука в пользу одного из этих кабинетов в зависимости от того, какой
звук, по его мнению, больше подходил для конкретной площадки. Когда мы
записывали концерты, мы снимали их в стерео, и они, кажется, хорошо
дополняли друг друга. Кабинет Triple XXX очень хорош.
А хотите ли Вы, чтобы у усилителя JSX были собственные, специально подобранные кабинеты?
Да, мы анонсируем их на летней выставке NAMM 2005 года. Эти
кабинеты мечта инженера и гитариста! На них есть выход с эмуляцией,
позволяющий снимать с них линейный сигнал со звуком подзвученного JSX и
посылать его на рекордер или на пульт. Вы можете получить в концертных
условиях мощный, выделенный гитарный звук без посторонних протечек в
микрофон.
В этих кабинетах те же специально разработанные динамики, как в новых комбо JSX 212?
Совершенно верно, у динамиков JSX самый большой и самый
сбалансированный звук, со звонкими верхами и большим, тугим низом. Они
кричат и стонут, но не разваливаются на части. Мы настроили средний
диапазон так, чтобы была четкая артикуляция, полезная как для получения
хрустального чистого звука, а также мощного и жесткого хай-гейна.
JSX 2x12 достаточно мощный и громкий,
чтобы работать на большой сцене, но в то же время может быть укрощен в
условиях домашней студии. В этом он продолжает, изначально заложенную в
серию JSX концепцию максимальной универсальности и удобства. |
Какова была цель разработки комбо JSX 212. Чтобы сделать JSX более удобным для тех, кто репетирует у себя в гараже?
Много причин, и эта действительно одна из них. Мы разработали JSX 212
не только для удобства, но также из соображений звука и
универсальности. Одной из важных функций, которую мы реализовали в
комбо, является переключатель, позволяющий уменьшить мощность вдвое.
Так что, когда необходимо, можно прокачать лампы на небольшой мощности,
а на концерте раскочегаривать усилитель уже на полные 120Вт.
Мы также добавили аналоговый ревербератор с мастер регулировкой
и линейный выход с настройкой уровня. А в остальном все характеристики
такие же. Звук JSX в формате 2x12 рвется наружу, и взаимодействие между
гитаристом и комбо, носит очень интересный характер, который не
получается, когда играешь через стек. Когда усилитель и динамики
составляют единое целое, это другое ощущение.
Какие варианты звука, дает Вам открытый кабинет комбо 212 по сравнению с традиционным стеком?
Множество самых мощных, самых наглых звуков в истории рока было,
на самом деле, получено от комбо с открытой задней стенкой. Поместив
усилитель так, чтобы звук отражался от стены, поставив дополнительный
микрофон с обратной стороны, вы получаете множество интересных
возможностей для эксперимента. Открытая задняя стенка имеет несомненным
плюсом то, что свободному ходу динамика ничего не препятствует.
Комбо 212 можно подключить к другому комбо 212 в стерео – это
придумано на основе моего опыта работы с прототипами JSX в туре G3. Я
экспериментировал с подключением кабинетов в стерео, и это можно
слышать на DVD. Я захотел, чтобы у комбо была та же возможность.
Вы сказали, что Ваши усилители JSX звучат одинаково, где бы Вы ни играли. Как Вы думаете, почему?
Я думаю, потому что Peavey делают JSX надежными как танки!
Каких-то вариаций звучания внутри серии, я просто не замечаю. Поэтому я
могу полностью полагаться на то, что усилитель выполнит свою работу,
где бы я не играл – в Японии или Нью-Йорке.
Целью создания JSX было собрать Ваши любимые звуки – а в список
входят очень уважаемые в гитарном мире усилители – в одном усилителе,
со сделанными по Вашему желанию доработками. А сам усилитель
подталкивает ли Ваше творчество или импровизацию в новых направлениях?
Да! Ощущение от JSX такое потрясающее и комфортное, что всякий
располагает играть все больше и больше. Работая над саундтреком к игре
EA NASCAR, я просто сидел напротив моего JSX и мочил рифф за риффом.
Это было так весело и легко, просто включился и начал рубить - идеи
сами приходят в голову.
|
|