Начать свой рассказ о том, какие акустические гитары каким стилям
музыки соответствуют, я бы хотел с оговорки. На сегодняшний день в
стилях музыки все так намешано, что можно увидеть самые неожиданные
инструменты в руках самых разных исполнителей. Например, в последние
годы большинство людей, называюших себя бардами (C.Никитин, О.Митяев да
и большинство членов Московского бард-клуба) для своей музыки
используют классические гитары с нейлоновыми струнами. А эти
инструменты, как известно, были спроектированы для классической музыки.
Коллектив "Иваси" пошел еще дальше и использует классические гитары,
натягивая на них при этом металлические струны. Это хотя и противоречит
традициям, но не мешает "Иваси" создавать прекрасную музыку.
Все эти примеры являются как бы прелюдией к следующему заявлению: эта
статья не является руководством или пособием на тему "Какие гитары для
какой музыки созданы", а просто представляет собой общее обозрение
того, как развивалась и менялась акустическая гитара с появлением новых
музыкальных стилей. Так же эта статья может пролить некоторый свет на
то, почему в определенных стилях музыки принято использывать
определенные виды акустических гитар.
Итак, на сегодняшний день на рынке гитар можно найти десятки подвидов
акустических и полуакустических гитар, но условно они делятся на три
группы:
Flat top - обычная фолк-гитара с металлическими струнами.
Classical - классическая гитара с нейлоновыми струнами.
Arch top - джазовая гитара; по форме она напоминает увеличенную скрипку с прорезами по краям деки.
А теперь углубимся в историю. Первое упоминание о гитаре относится к
глубокой древности. Изображения музыкального инструмента (наблы),
внешним видом напоминающего гитару, встречаются на египетских плитах
тысячелетней давности. Согласно иероглифам набла-символ добра. Согласно
изображениям на архитектурных памятниках Ассирии и Вавилона гитара была
распространена и в Азии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она
вскоре получила полное признание.
Еще 120 - 130 лет назад в Европе и Америке был популярен всего один вид
гитар. В разных странах использовали разные системы настройки, а
кое-где даже меняли количество струн (В России, например, струн было
семь, а не шесть). Но по форме все гитары были весьма похожи -
относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится
с грифом на 12-ом ладу. Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий
гриф, веерообразное крепление пружин и т.д. - все это характеризовало
данный вид гитар.
Фактически вышеописанный инструмент по форме и содержанию напоминает
сегодняшнюю классическую гитару. А форма сегодняшней классической
гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который как раз и жил
около 120 лет назад.
В конце прошлого века гитара стала резко набирать популярность. Если до
этого на гитарах играли только в частных домах и салонах, то к концу
прошлого столетия гитара стала выходить на сцены. Появилась потребность
в усилении звука. Вот тогда и появилось более четкое разделение между
классикой и тем, что теперь чаще всего называют фолк-гитарой или
вестерном. Технология стала позволять изготавливать металлические
струны, которые громче звенели. Кроме того, сама коробка увеличивалась
в размерах, что позволила звуку быть глубже и громче. Оставалась одна
серьезная проблема - сильное натяжение металлических струн фактически
убивало верхюю часть коробки, а утолщение стенок коробки в конце концов
убивало вибрацию, а вместе с ней и звук. И вот тогда господин Мартин,
отец современной фолк-гитары, и придумал свое знаменитое х-образное
крепление пружин. Пружины приклеивались накрест, тем самым увеличивая
прочность верхней стенки, но позволяя ей вибрировать.
Таким образом произошло четкое разделение - классическая гитара,
которая почти не изменилась с тех пор (только струны стали делать из
синтетики, а не из жил, как раньше), и фолк-вестерн-гитара, которая
имела несколько форм, но почти всегда шла с х-образным креплением
пружин, металлическими струнами, увеличенной коробкой и так далее.
Господим Мартин называл свои модели "0", "00" и "000" - по размерам.
"00" размер почти совпадал с современной классической гитарой , а "000"
- это был в то время самый большой размер коробки. Такие гитары были
придуманы для того, что бы их было слышно в оркестре среди громких
банжо, мандалин и контрабасов. Как вы понимаете, систем амплификации
(усиления) звука тогда еще не существовало.
Чуть позднее - в 20-х годах - появилась новая форма - "OM" -
оркестровая модель. Она была похожа на "000", однако длина струн
увеличилась, что сделало ее еще громче, а через некоторое время
появился знаменитый dreadnought, считающийся сегодня стандартом в
гитаростроении.
Одновременно с этим развивался еще один вид гитар - arch tops. Что же
это такое? В то время, как такие компании, как Мартин, решали проблему
усиления звука за счет крепления пружин, такие компании, как Гибсон,
пошли другим путем - они создавали гитары, по форме и конструкции
напоминающие скрипки. Такие инструменты характеризовались выгнутой
передней стенкой деки, порожком, который был как у котрабаса, и
струнодержателем. Как правило, эти инструменты имели скрипичные вырезы
по краям деки вместо традиционной круглой дырки по центру.
В чем же было их основное отличие от тех же dreadnought'ов? В то время,
как dreadnought прекрасно звучал в оркестре типа "кантри", где ему
доставалась ритм-партия, arch top хорошо звучал отдельными нотами, то
есть не ритмическими, а именно сольными партиями. Эти гитары отличались
звуком, который был не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким.
У такой гитары было хорошо слышно каждую ноту, и джазмены быстро
поняли, какая "темная лошадка" появилась в их поле зрения. Именно джазу
arch top'ы и обязаны своей популярностью, за что их и прозвали
джазовыми гитарами. А dreadnought и похожие инструменты использовались
больше для "кантри" и популярно-эстрадной музыки.
В 30-е и 40-е годы ситуация начала менятся - в основном, из-за
появления качественных микрофонов и звукоснимателей. Кроме того, на
арену вышел и тут же завоевал мир новый популярный стиль музыки - блюз.
Как известно, блюз развивался, в основном, благодаря стараниям бедных
черных музыкантов. Они играли его по-всякому пальцами, медиаторами и
даже бутылками от пива (горлышки от бутылок с пивом были прямыми
праотцами современных слайдов). У этих людей не было денег на дорогие
иструменты, у них не всегда была возможность купить себе новые струны,
какие уж тут джазовые гитары? И играли они на чем придется, в основном
на более распространенных инструментах - вестернах. В те годы, кроме
дорогих arch-top'ов, компания Gibson еще производила кучу ширпотребных
фолк-гитар. Ситуация на рынке была такова, что Gibson была чуть ли не
единственной компанией, производящей дешевые, но качественные
фолк-гитары. Логично, что большинство блюзменов за неимением денег на
что-то более совершенное и взяли в свои руки "гибсоны". Так до сих пор
они с ними и не расстаются.
Что же произошло с джазовыми гитарами? А вот что: с появлениям
зукоснимателей оказалось, что сбалансированный и четкий звук этого вида
инструментов как нельзя лучше подходит к тогдашней системе усиления.
Хоть джазовая гитара абсолютно не похожа на современный Fender или
Ibanez, но Лео Фендер никогда не создал бы, наверное, свои Телекастеры
и Стратокастеры, если бы сначала не поэкспериментировал с джазовыми
гитарами и звукоснимателями. Кстати, в последствии электрический блюз
тоже игрался и играется на джазовых инструментах со звукоснимателями,
просто толщина коробки в них уменьшена. Яркий пример тому - B.B.King и
его знаменитая гитара "Люссиль", которую многие сегодня считают
стандартом электрогитары для блюза.
Итак, мы подошли к 50-ым годам, годам рождения рок-н-ролла и понятия
рок-музыки, как таковой. Пора остановиться и сделать "ревью".
Отбросывая в сторону электрогитары, которые с бешенной скоростью
завоевывали рынок, мы видим следующию картину. Классическая гитара
осталась почти без изменений, но получила синтетические струны и
использовалась для классической музыки и музыки "фламенко". Фолк-гитары
(dreadnought, оркестровые модели и другие) использовались для "кантри"
и домаших или бардовских стилей, а так же для акустического блюза. И,
наконец, arch top использовались для джаза.
Надо сказать, что акустическая гитара 50-тых годов уже практически
ничем не отличается от современной. Технологии и материалы несколько
изменились, но до сих пор лучшими гитарами в акустике считаются именно
инструменты, сделанные в 40-ых и 50-ых годах. Коллекционеры отваливают
круглые суммы за эти инструменты. Деньги, которые просят за Martin или
Gibson определенных годов производства того времени, с с лихвой хватило
бы на покупку отличной новой гитары и в добавок к ней нового...
Мерседеса или БМВ.
Красота звука понятие относительное, поэтому мы не будем спорить на
тему "какие гитары лучше", а пойдем дальше - в эру рок-н-ролла.
Рок-н-ролл появился из блюза, следовательно и гитары использовались
блюзовые - а именно вестерны. Но, в отличии от блюза, рок-н-ролл
являлся более эстрадным стилем. Он требует наличия ансамбля, ударной
установки, бас-гитары, и играть его принято на электроинструментах.
И вот к 60-ым годам, как это не прискорбно, акустическая гитара начала
покидать сцену. Все реже и реже на сцене появлялись исполнители с
акустическими гитарами - звукосниматели и эффекты завоевали мир.
Акустическая гитара 60-ых и 70-ых годов превратилась в основном в
инструмент для написания песен, исполнения домашних концертов и песен у
костра. А джазовые гитары и вовсе стали покидать рынок. Единственный
вид акустических гитар, который почти не пострадал, были классические
гитары. У них был твердый рынок - те, кто играли классику, продолжали
ее играть на том же, на чем она и игралась последние сто лет.
Самое интересное, что в 60-ые и 70-ые годы, когда гитаростроение и
спрос на фолк-гитары приходили в упадок, появились классические гитары,
которые считаются одними из лучшых на сегодняшний день - гитары фирмы
(мастера) Ramirez.
Мы дошли до 80-ых годов. Я думаю, что это время все читатели уже помнят
лично: расцвет тяжелого рока с одной стороны, и элекронной музыки с
другой. И опять акустической гитаре не было места в этих стилях. Именно
в 80-ые развились коллективы, где гитар вообще не было - одни клавишные
и ударные. Но к концу 80-ых ситуация опять начала меняться. Рок начал
утихать. Не умирать, а именно утихать - он стал тише. Надрывное
грохотание уступило место более осмысленному року, року, в котором
меньше экстаза, но зато больше музыки и техники. И тут опять на сцену
вышла акустическая гитара. За время своего пребывания в шкафах и
подвалах она несколько изменилась. Появиось много гибридов: например
классическая гитара со встроенными звукоснимателями, которая оказалась
удобной для акустического джаза и фолк-рока. Или же вообще -
электрогитара с нейлоновыми струнами, которая при подключении давала
довольно приятный классический звук, но при этом не фонила.
В наши дни акустика опять завоевала мир. Может быть люди пресытились
изобилием электрического звука, и их потянуло на живой звук акустики, а
может просто в наше сумашедшее время проще и удобнее таскать за собой
одну гитару, а не целый набор электронных компонентов. Не знаю, но факт
на лицо - программы "Unplugged" где MTV приглашает популярные группы и
просит их играть и записывать только живую музыку пользуются
популярностью. Да и в России, насколько мне известно, происходит нечто
подобное.
Вот и вся история современной гитары. Осталось только добавить, что во
многом сама конструкция инструмента предопределяет, для какого вида
музыки он используется. Так, например, ОМ - оркестровые модели - обычно
используют для игры пальцевой техникой, а dreadnought - для игры
"чесом". У ОМ более сбалансированный звук, зато dreadnought громче.
Также влияют на звук и сорта дерева, да и на будущий стиль музыки,
которая будет играться на этих инструментах. В зависимости от сорта
дерева некоторые инструменты лучше звучат в студии, а другие лучше на
сцене. Это зависит и от усиления и настроек распределительного пульта.
Но это уже отдельная история.